Оценки в школе: психологические нюансы контроля успеваемости и его восприятия

Под оценкой приято понимать процесс сравнения знаний и навыков ребенка с эталонами, сформированными в учебной программе для данной возрастной группы. Почти во всех школах России действует 5-тибальная система отметок, которая не раз подвергалась критике. Кроме того, не все родители, а порой и не все учителя, понимают разницу между «оценками» и «отметками». Критической является проблема манипуляции отметками и использования их не для мотивации учеников и упрощения контроля успеваемости, а для наказания или деления группы на «хороших» и «плохих» учеников. О психологических нюансах системы оценок в школе, а также о необходимом отношении к ним мы поговорим в этой статье.

Суть и функции оценки знаний в школе

Если мы говорим об оценке, то с ее помощью учитель высказывает свое субъективное мнение о знаниях ученика, руководствуясь образовательными стандартами и стремясь к максимальной объективности. При этом в педагогике выделяют несколько способов оценки знаний ученика:

  • Нормативный. В этом случае педагог руководствуется требованиями образовательного стандарта;
  • Личностный. Здесь для оценки используется анализ прогресса в обучении одного и того же ученика;
  • Сопоставительный. Данный метод оценки предполагает сравнение успеваемости ученика с успехами одноклассников и является не совсем корректным.

В любом случае оценка предполагает процесс выявления соответствия знаний и навыков ученика определенным принятым стандартам (в идеале) или субъективным критериям. Отметка является результатом этого самого процесса и используется в нескольких ипостасях.

Отметка служит для:

  1. Высказывания мнения учителя о знаниях и достижениях ученика;
  2. Для информирования ученика о его успеваемости;
  3. Для ориентации ученика в учебном процессе.

Проще говоря, идеальное назначение школьных отметок – это помощь ученику и его родителям в контроле над успеваемостью. С их помощью можно понять, какой материал усвоен идеально, какой следует повторить, а какой курс стоит пройти заново. В некоторых случаях оценка может использоваться для мотивации ученика к повышению собственной успеваемости. Здесь отметки выступают как поощрение (хорошие) и наказание (плохие и удовлетворительные). По мнению педагогов, грамотное использование механизма поощрения и наказания способно мотивировать учеников к повышению успеваемости, однако многие психологи и ряд учителей высшей категории с этим утверждением не согласны.

Какую опасность таят в себе школьные отметки?

Во-первых, отметки всегда субъективны и не могут не выражать отношения учителя к ученику. Здесь особенно важен профессионализм педагога и его умение видеть истинную ценность оценки успеваемости, а не манипулировать данной ему властью и не использовать отметки для наказания ученика. Низкая квалификация педагога может привести к тому, что он создаст некорректные алгоритмы обучения, при которых целью детей будут не знания, навыки и умения, не познание чего-то нового, а исключительно положительные оценки.

Во-вторых, отметки почти всегда делят учеников на «успевающих» и «неуспевающих» (а точнее на «хороших» и «плохих»). Многие помнят «экраны успеваемости» – огромные ватманы, на которых классный руководитель исправно выставлял отметки всех учеников в классе в конце каждой недели. Естественно, ничего хорошего они не несли – созданные для мотивации экраны лишь усиливали расслоение в классе и укрепляли осознание учениками собственной роли двоечников, троечников, хорошистов и отличников. Это больно бьет по самооценке ребенка – он смиряется со своей ролью и отказывается от возможности ее изменения.

В этом плане интересен опыт Финляндии, система образования в которой является одной из лучших в мире. Здесь до 6-го класса ученики вообще не получают никаких отметок, а родители узнают об их успеваемости из характеристики, которую дают педагоги в письменном виде в конце каждого учебного отрезка. Так у детей формируется адекватная самооценка, которая искусственно не занижается клеймом «двоечника» и не завышается из-за банального статуса «отличника».

В-третьих, некомпетентный учитель может использовать отметки для манипуляции ребенком. Если он не может найти с ним контакт – он решит проблему угрозой в виде плохой отметки. Если ему не нравится поведение ученика – он будет решать проблему посредством того же наказания. При этом такие учителя часто выделяют удобных им детей хорошими отметками, давая другим детям понять, как нужно вести себя, чтобы преуспеть. Стоит ли говорить о том, что такой подход в корне неверен.

Как родителям стоит относиться к отметкам ребенка?

Прежде всего, как к средству контроля над успеваемостью ребенка. Если он получил «двойку» – это не значит, что он плохой, неспособный или бездарный. Это значит, что возникла какая-то проблема. Если она связана с непониманием материала – следует помочь ему разобраться. Если она связана с конфликтом с учителем – следует прийти к компромиссу с педагогом. Если ребенок просто не хочет учиться и лениться – стоит найти причину подобного поведения. Это не значит, что детей нельзя наказывать за плохие отметки, если они являются следствием лени или хулиганства (протеста). Но наказание не должно бить по психике ребенка. Советский психолог и психотерапевт Владимир Леви, в частности, отмечал 7 правил наказания:

  1. Оно не должно нести вреда для психического и физического здоровья;
  2. Оно должно иметь причину – никакой «профилактики»;
  3. Каждый проступок должен повлечь за собой только одно наказание;
  4. Нельзя наказывать ребенка запоздало, когда истек «срок давности преступления»;
  5. Нельзя допускать боязни ребенком наказания – он должен бояться не самого наказания, а того, что его родителей огорчил проступок;
  6. Нельзя унижать ребенка и бить по его самооценке;
  7. Наказание = прощение. Не стоит повторно возвращаться к предыдущим проступкам.

В противном случае наказание за плохие отметки может вызвать у ребенка отвращение к учебному процессу. Также не стоит давать детям пустые надежды или вводить их в состояние безысходности, говоря о том, что он может быть успешен в жизни только в случае высокой успеваемости. На деле большинство успешных бизнесменов – это троечники. Психолог Михаил Лабковский объясняет это так: отличники зависимы от мнения родителей и учителей, двоечники – от мнения толпы, а вот троечники свободны в принятии решений, от них никто ничего не ждет, и они сами распоряжаются своей жизнью еще со школьного возраста, вырастая психологически здоровыми и самостоятельными людьми.

Это не значит, что нужно пустить все на самотек и не следить за успеваемостью ребенка. Он должен получить достойное образование, должен развиваться, как и все его сверстники. Но манипуляция оценками, возведение их в ранг истины в последней инстанции, а также давление на ребенка, унижение, сознательное снижение самооценки – все это не допустимо.

Консультанты центра

%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%b2%d0%b0

Осташева Евгения Игоревна
Медицинский психолог, психолог-педагог, специалист по профессиональной ориентации.

Запишитесь на индивидуальную консультацию

Медико психологический центр «Служба семьи»
ООО «Нейрон»

+7 (812) 986 30 80
ул. Кирочная 11., Санкт-Петербург.
рядом: м. Чернышевская

Мы принимаем оплату наличными. Это временно.