Травля в школе среди детей и подростков. Причины и выход из ситуации

 

Долгое время травля в школе воспринималась родителями и самими жертвами психологического насилия как нечто неизбежное. К сожалению, по сей день ей уделяется незаслуженно мало внимания со стороны родителей жертв и даже со стороны педагогов. Большинство исследований травли в психологическом и психиатрическом контексте было проведено в странах Запада. Здесь для ее идентификации обычно используют термин «буллинг», под которым понимается вид психологического, физического или совокупного насилия над человеком, проявляющийся в форме действий негативного плана. Эти действия чаще всего направлены группой лиц против выбранной жертвы – человека, неспособного защитить себя. Насколько опасен буллинг в школе, как определить подверженность ребенка травле и что делать в этой ситуации? Об этом мы поговорим далее.

Причины буллинга: почему дети и подростки подвергаются травле?

Согласно проведенным исследованиям, буллинг имеет причины нескольких типов:

1.      Психологические – на первый план выходят особенности психики жертв и агрессоров;

2.      Социальные – здесь ключевую роль играют отношения между детьми и подростками;

3.      Групповые – причиной становится само объединение детей в малые группы внутри класса или внутри школы в целом.

В ходе исследований психологии жертв специалисты часто пытаются выявить личностные качества, которые могут послужить причиной травли именно этого ребенка или подростка. На основании этого психологи приходят к выводу, что наиболее уязвимыми для травли становятся дети с низкой самооценкой, которые выглядят слабыми и не могут дать отпор. В этом случае агрессор чувствует свою власть над жертвой и безнаказанность своих поступков. Соответственно жертвами часто становятся дети, которые погружены в свой внутренний мир и дети из неполных семей, которые часто имеют заниженную самооценку.

В группе риска могут оказаться и ребята, которые с трудом адаптируются в новых коллективах, или имеют какие-то проявляемые внешне недостатки. Незнание языка (актуально, например, для мигрантов), заболевания, неформальное поведение и даже оригинальный стиль в одежде – все это может стать раздражителями для потенциальных агрессоров. По мнению психологов риску подвержены также гиперопекаемые дети и напротив, ребята, которым родители не уделяют должного внимания.

Виды травли и ее организация

Наибольшее количество исследований явления буллинга было поведено в странах Скандинавии, где ментальность и стереотипы общения во многом отличаются от норм поведения в России. Однако некоторые факторы можно проецировать на действительность российских школ. Так очевидно, что опыт негативного общения в семье может стимулировать агрессию ребенка и сделать его инициатором травли сверстников. Подавление воли ребенка в семье и стимулирование (пусть и бессознательное) низкой самооценки детей может привести к формированию роли жертвы.

Сама травля совокупно представляет собой систематическое негативное явление, целью которого ставится причинение вреда. Именно систематическое: единичная агрессия обычно пугает, тогда как регулярные негативные воздействия повергают жертву в состояние безысходности. При этом травля всегда предполагает неравную расстановку сил – жертва беззащитна перед агрессорами. В ходе исследований норвежским специалистом Э. Руланном было выделено несколько проявлений буллинга (травли):

  • Физическая. Подножки, толчки, несильные удары и другие подвиды негативного физического воздействия преследуют цель не столько причинить боль, сколько унизить жертву. К подобной форме проявления травли более склонны мальчики;
  • Вербальная. Это проявление травли успешно практикуют и мальчики, и девочки. Выражается оно обычно в оскорблениях, насмешках, клеветнических жалобах;
  • Изоляция. Чаще всего ее практикуют девочки. При этом алгоритм проявления травли в этом случае довольно изощренный: сначала девочку принимают в коллектив, после чего «изгоняют» из него и устраивают бойкот. Таким образом, ребенок, который почувствовал себя «своим» в группе насильно обрекается на одиночество;
  • Угрозы. Обычно они используются для усиления давления на жертву с целью поддержания ее состояния пребывания в постоянном страхе и угнетенных чувствах.

Травля всегда проходит через втягивание ребенка в роль жертвы. Чаще всего для этого устраивается провокация, которая представляет собой обвинение – оно может касаться «неправильного» общения жертвы, ее поведения, внешности и даже стиля одежды. Естественное недовольство провокацией в дальнейшем будет использоваться для других обвинений и изоляции.

Обычно гонения начинает один человек, чтобы продемонстрировать свой авторитет, извлечь какую-либо выгоду или просто развлечься. Остальные дети либо не проявляют к процессу внимания, либо пытаются защитить жертву, однако видя ее беспомощность, переходят от сочувствия к презрению и присоединяются к травле. В некоторых случаях дети становятся соучастниками буллинга из-за страха стать жертвами аналогичной агрессии.

Как понять, что ребенок подвергается травле?

Вопреки распространенному мнению, агрессорами могут быть не только дети из «неблагополучных» семей. Часто ими становятся дети вполне приличных родителей, которым, казалось бы, не нужно никаким образом компенсировать собственную ущербность. Однако эти дети имеют проблемы нравственного толка – они не могут сочувствовать и сопереживать, у них искажены моральные ориентиры, они одержимы лидерством и популярностью среди одноклассников. Именно такие дети и подростки становятся агрессорами и заручаются поддержкой группы сверстников, которые боятся лидера, не могут противостоять его авторитету, привыкли к насилию (например, дома) или просто развлекаются таким образом.

Что же касается жертв, то «повесить ярлык» агрессоры могут практически на любого ребенка. Родители могут понять, что их чадо стало жертвой травли по нескольким критериям:

  • Подавленное состояние;
  • Падение успеваемости, нежелание посещать школу;
  • Выбор «обходных» маршрутов по пути в школу;
  • Грязная или испорченная в школе одежда, порванные или испачканные учебники, тетради;
  • Регулярная потеря карманных денег и личных вещей;
  • Синяки и ссадины, неестественные травмы;
  • Нежелание общаться со сверстниками не в школе, не за ее пределами.

Очень важно, чтобы на протяжении всего времени обучения в младшей и средней школе ребенок не был обделен вниманием со стороны родителей – только в этом случае они смогут понять, что их чадо получило роль жертвы или агрессора. Как вы могли понять, плохи обе роли. Жертвы травли могут терять интерес к учебе, впадать в депрессию, отказываться посещать школу. Часто у них рушится психика, они становятся более замкнутыми, падает успеваемость. Агрессоры, напротив, становятся чрезмерно импульсивными, их одолевает постоянное желание самоутверждения и демонстрации окружающим своего превосходства.

Что делать, если ваш ребенок стал жертвой буллинга?

Остановить травлю в школе может только своевременное вмешательство взрослых – педагогов и родителей. Жертва нуждается во взрослом, авторитетном союзнике, который сможет наладить контакт с зачинщиком травли. Воздействовать на него в этом случае дедовскими методами вроде вызова родителей в школу или наказания в корне неверно – травля или изоляция усилятся. А вот вывести жертву и агрессора на контакт – верное решение. Родителям стоит предпринять следующее:

  1. Важно понять, что травля – это не игра и не детские забавы. Ответственным за нее является агрессор, независимости от причин и его личностных свойств;
  2. Нужно объяснить ребенку-жертве, что его вины в травле нет. То есть проблема, скорее всего, есть – именно из-за нее он стал жертвой, но вот вины – нет;
  3. Обратитесь к учителю, если не поможет – к директору. Важно, чтобы они осознали масштаб проблемы и приложили максимум усилий к ее решению;
  4. Через педагогов постарайтесь объяснить недопустимость подобного поведения агрессору и его «сподвижникам». Важно, чтобы дети понимали, что совершают что-то гадкое и неприемлемое.

Если же родители понимают, что педагоги и школьные психологи не в состоянии справится с ситуацией, можно попытаться поработать с ребенком. Прежде всего – устранить причины жертвенной психологии, возможно, изменить методы воспитания и отношения в семье. Имеет смысл обратиться к детскому психологу, который сможет подсказать необходимые изменения и обнаружить проблемы в формировании здоровой психике ребенка. Если ни один из этих способов не помогает, травля и депрессия усиливаются – стоит задуматься о переезде или переводе ребенка в другую школу.

Консультанты центра

%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%b2%d0%b0

Осташева Евгения Игоревна
Медицинский психолог, психолог-педагог, специалист по профессиональной ориентации.

Запишитесь на индивидуальную консультацию

Медико психологический центр «Служба семьи»
ООО «Нейрон»

+7 (812) 986 30 80
ул. Кирочная 11., Санкт-Петербург.
рядом: м. Чернышевская

Мы принимаем оплату наличными. Это временно.