Когда можно оставить ребенка дома одного?

Однозначный ответ – когда он объективно к этому готов. В этой ситуации субъективная оценка родителей часто может сыграть злую шутку с их же ребенком: умные, способные, талантливые и самостоятельные, по мнению родителей, мальчики и девочки играют со спичками, суют пальцы в розетку и открывают двери незнакомым. Вопреки ожиданиям родителей, они не готовы оставаться дома. Но как привить ребенку самостоятельность и как убедиться, что он готов пусть и не на продолжительный период времени остаться дома один? Об этом мы поговорим далее.

Чего стоит опасаться?

Для начала обратимся к действующему российскому законодательству, которое косвенно говорит о том, что родители не могут оставлять ребенка без присмотра до достижения им 14-летнего возраста. Об этом говорят несколько статей Административного и Уголовного кодекса (в частности, статья 125 УК РФ «Оставление в опасности»). Однако преступление может быть квалифицировано только в том случае, если в момент отсутствия родителей ребенок причинил вред своему здоровью или погиб.
Но согласитесь, сложно представить ребенка, который бы до достижения 14-летнего возраста ни разу не оставался дома один. А значит, дело в чем-то другом и важно понимать, что каждый ребенок имеет индивидуальный уровень психического развития. Кто-то может быть готов остаться без присмотра родителей в 7 лет, а кого-то не стоит оставлять в одиночестве дома даже в 14. Важно лишь уметь объективно оценивать степень самостоятельности вашего ребенка и развивать в нем эту самую самостоятельность.

Как оценить степень самостоятельности ребенка?

Оценка самостоятельности ребенка родителями всегда субъективна. Однако стремление к предельной объективности может помочь сформировать реальную картину возможностей детей самостоятельно справляться с отсутствием дома родителей. При этом мы не говорим о ситуациях, в ходе которых ребенок вынужден проводить без родителей дни и недели – неприемлемо отправиться в двухнедельное путешествие и оставить дома 10-летнего ребенка, насколько бы самостоятельным он не был. Кроме того, чрезмерная самостоятельность детей часто свидетельствует об их принудительном взрослении, а именно о ситуациях, в которых ребенок не должен оказываться.

Пример: неблагополучная семья, находящаяся за чертой бедности. Ребенок остается беспризорным, не получает должного внимания со стороны родителей, часто вынужден самостоятельно добывать пропитание и оставаться в одиночестве не только дома, но и на улице. Очевидно, что постановка детей в подобные условия формирования самостоятельности неприемлема и не может быть использована как технология «спартанского» воспитания.

Но если мы говорим о бытовых и вполне нормальных ситуациях, когда здоровый ребенок должен на несколько часов остаться дома в одиночестве, то как можно оценить его готовность и самостоятельность? Как не странно, возраст здесь не может быть основополагающим критерием. Для оценки рекомендуется дать себе ответы на следующие вопросы:

1. Ребенок играет самостоятельно, стремится ли он привлечь внимание родителей? Постоянные попытки позвать папу, маму, старших братьев и сестер, бабушек и девушек могут говорить о неготовности детей к самостоятельному времяпрепровождению;

2. Испытывает ли ребенок дискомфорт, когда находиться один в одной из комнат дома или квартиры? Некоторые дети не могут засыпать без взрослых, некоторые постоянно требуют внимания и буквально преследуют родителей. Если ребенок не может остаться один в своей комнате – едва ли он будет чувствовать себя комфортно в одиночестве в целой квартире;

3. Как ребенок реагирует на закрытую дверь в комнате, где он находиться? Часто дети бояться закрытых дверей, так как интуитивно ассоциируют их с преградами между своей персоной и родителями. Если ребенок просит не закрывать дверь – он зависим от общества родителей;

4. Насколько ребенок самостоятелен в бытовых ситуациях? Проще говоря, может ли он самостоятельно и без подсказок почистить зубы, убрать за собой грязную тарелку, заправить кровать? Если нет, то говорить о какой-то самостоятельности ребенка явно не приходится;

5. Какова реакция ребенка на погашенный свет? Страх темноты может говорить о неврозе или психическом расстройстве, однако, в подавляющем большинстве случаев, это не что иное, как страх неизвестного. Самостоятельный ребенок должен уметь справляться с этим страхом.

Старайтесь отвечать на эти вопросы объективно: если ребенок пару раз почистил зубы без ваших подсказок, но регулярно игнорирует это правило – он не ленится, он просто не самостоятелен. Самостоятельность же стоит развивать с раннего возраста и продолжать корректировать по мере взросления ребенка.

Как развивать самостоятельность в ребенке?

Психологи рекомендуют развивать самостоятельность ребенка, начиная с возраста 4-5 лет. Не столько для того, чтобы получить возможность периодически оставлять его дома одного, сколько для формирования самостоятельной, способной принимать решения и независимой от мнения окружающих личности. Для развития этих качеств в ребенке позволяйте ему делать что-то самому – самостоятельно наливать себе молоко или накладывать суп, относить в мойку грязную тарелку, заправлять кровать и так далее. Идеально, если дети смогут самостоятельно выбирать себе одежду в рамках отведенного бюджета.

Очень важно, чтобы в процессе самостоятельных действий дети не получали упреков и откровенной ругани. Яркий пример: ребенок хочет помочь маме испечь пирог и случайно просыпает муку, роняет на пол продукты, разбивает банку с вареньем. Это происшествие само по себе шок для детей, а родители усугубляют ситуацию криками в духе «Уходи отсюда, зачем ты лезешь, если не умеешь, ты опять все испортил!». Ребенок вырастает, но по-прежнему не может решиться на какие-либо действия, постоять за себя в споре, проявить недовольство и тотально зависит от чужого мнения. И все потому, что когда-то мама убедила его в том, что он не на что неспособен.
В процессе формирования самостоятельности ребенка становится особенно актуальной консультация психолога по вопросам воспитания. Важно понимать, что боязнь страха может быть фобией, нежелание оставаться одному в комнате – тревожным расстройством и так далее. И если начинать «лечить» психические расстройства стандартными воспитательными методиками в духе разговора/поощрения, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Консультанты центра

%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%b2%d0%b0

Осташева Евгения Игоревна
Медицинский психолог, психолог-педагог, специалист по профессиональной ориентации.

Запишитесь на индивидуальную консультацию

Медико психологический центр «Служба семьи»
ООО «Нейрон»

+7 (812) 986 30 80
ул. Кирочная 11., Санкт-Петербург.
рядом: м. Чернышевская

Мы принимаем оплату наличными. Это временно.