Переход в новую школу: как помочь ребенку адаптироваться?

Переход в новую школу – всегда стресс для ребенка и подростка. По наблюдениям психологов смена коллектива сопряжена с необходимостью работы над установлением контакта именно со стороны новичка – старожилы априори будут наблюдать за ним, относиться с некоторой настороженностью. В этой ситуации помочь ребенку адаптироваться в новой школе должны родители и педагоги. И если для последних это профессиональная обязанность, то родители зачастую не понимают, чем могут помочь ребенку, а иногда и не видят необходимости в этой самой помощи. О нюансах адаптации ребенка и подростка в коллективе, а также об психологических особенностях перехода в новую школу мы поговорим в этой статье.

Психологические аспекты перехода в новую школу

Коммуникация между людьми в сформировавшихся коллективах сильно различается в зависимости от возраста участников. Так дети младшего школьного возраста обычно охотнее принимают новичков, а вот стать «своим» для подростков довольно сложно. Имеет смысл опустить ситуации, когда ребенок переходит в новую школу одновременно с будущими одноклассниками – так бывает в рамках специального набора в профильные гимназии и дети здесь оказываются в одинаковых условиях, соответственно вписаться в формирующийся коллектив детям и подросткам проще, чем в уже существующий.

Стоит рассматривать именно ситуации, когда ребенок переходит в новую школу при уже сформированном коллективе класса – здесь риск стать чужим особенно велик, а новички неизменно испытывают стресс и даже страх. Степень этого страха может зависеть от настроения ребенка. Так если новая школа становится результатом переезда или необходимости смены направления подготовки – волнение может быть достаточно сильным. А вот если ребенок меняет школу из-за конфликтов с одноклассниками и преподавателями, то волноваться он будет меньше – худшее в любом случае останется позади.

Соответственно можно выделить несколько ключевых психологических аспектов перехода в новую школу:

  • Настроение ребенка. Страх быть непринятым в новом коллективе, чувствовать дискомфорт или испытывать трудности в общении может мешать детям и подросткам выстраивать коммуникацию с одноклассниками и педагогами;
  • Возраст. Практика показывает, что проще всего адаптироваться в коллективе одноклассников младшего школьного возраста, так как настороженность и даже агрессия по отношению к новичкам возрастает по мере взросления детей;
  • Отношения в коллективе. Если коллектив новоиспеченных одноклассников ребенка сплочен вокруг одного лидера, то он потенциально агрессивен по отношению к новичку. Легче всего адаптироваться в классе с несколькими лидерами или с отсутствием ярко выраженного «вожака»;
  • Моральная готовность. Перед переходом в новую школу детей и подростков стоит подготовить морально – заниматься этим должны родители, а также сам ребенок с их подачи. Обсуждение события, ценные советы, а также работа детей над коммуникабельностью пойдут на пользу;
  • Неизбежные трудности. Ребенок должен быть готов к некоторым сложностям, с которыми обязательно столкнется в процессе адаптации. Важно, чтобы он не делал из них не решаемых проблем, а имел свой план по «безболезненному» выходу из ситуации.

По мнению психологов, в новом классе дети и подростки неизбежно проходят через так называемую «формулу несуществования»: их новоиспеченные одноклассники всем своим видом стремятся показать, что новичок их не интересует. Однако это не так: они пристально наблюдают за ним и даже стремятся продемонстрировать свои качества новому «зрителю». Потому многие члены школьного коллектива могут вести себя неестественно, а также демонстрировать показательную незаинтересованность в общении.

Как стоит вести себя ребенку в новой школе?

Прежде всего, ребенку стоит быть собой – не заискивать перед одноклассниками, не потакать во всех их прихотях и тем более не становиться жертвой обстоятельств. При этом стоит быть доброжелательным и открытым, не стремиться менять установленные в коллективе порядки и не вступать в конфликты из-за косых взглядов. Родителям стоит поговорить с ребенком и настроить его позитивно по отношению к новым одноклассникам. Имеет смысл объяснять детям, и особенно подросткам, что в любом коллективе всегда с настороженностью или долей негатива относятся к новичкам (читай – чужакам), но это временно.

В этой ситуации отлично подходит стратегия поведения, названная специалистами «подводной лодкой». Суть ее в том, что ребенку стоит на какое-то время затаиться и просто понаблюдать за новоиспеченными одноклассниками: определить лидеров в коллективе, сформированные порядки и просто найти интересных для общения людей. При этом нельзя бояться или проявлять агрессию в ответ на естественную настороженность сверстников – имеет смысл быть приветливым и вежливым, но не заискивать и не опасаться коммуникации с одноклассниками.

Как родители могут помочь ребенку адаптироваться в новой школе?

  1. Поддержка. Смена школы – всегда стресс для детей и подростков, а потому поддержка со стороны семьи в этот момент особенно важна. Родителям не стоит всем своим видом показывать, что новая проблема ребенка не стоит внимания и переживаний – напротив, стоит как можно больше разговаривать об этом и быть готовым помочь, поддержать, успокоить в любой ситуации;
  2. Информация. Больше всего нас пугает неизвестность, потому ребенку стоит дать максимум информации. Посетите школу до начала учебного года, найдите ее странички в социальных сетях или в интернете, поговорите с педагогами и выясните особенности учебного процесса. Чем больше знает ребенок о новой школе и своем классе – тем лучше;
  3. Отношения дома. В момент адаптации к новому коллективу особую роль для детей и подростков играют отношения дома. Его дом – его крепость. Постарайтесь свести к нулю конфликты, проявить внимание и заботу в трудный для ребенка период. Не стоит также быть слишком требовательными, в том числе по отношению к оценкам и успеваемости – делайте скидку на адаптацию, но не позволяйте манипулировать вашей заботой;
  4. Настрой. Больше говорите с ребенком и настраивайте его на исключительно позитивный лад. В разговоре не стоит пытаться нивелировать проблему, скорее стоит переквалифицировать ее в разряд временной сложности. Также не старайтесь оборвать контакты ребенка с предыдущими одноклассниками и не требуйте от него скорейшего поиска новых друзей. Он должен понимать: все обязательно будет хорошо;
  5. Общение вне школы. Обеспечьте ребенку максимум общения с новыми одноклассниками вне школы – предложите ему сходить с ними куда-то, запишите его на один из школьных кружков или поощрите желание отправиться в гости к одному из сверстников. Однако настаивать не стоит – если ребенок отказывается от идеи посещения кружков или общения с одноклассниками вне школы не нужно подавлять его волю.

Также в компетенции родителей определение времени перехода в новую школу. Спланируйте переезд или перевод таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с новыми одноклассниками в момент начала учебного года – в этом случае будет проще установить контакт, так как все сверстники новичка в классе будут пребывать в ситуации измененного ритма и состояния. А если все чувствуют себя немного не в своей тарелке – коммуникация будет выстраиваться быстрее.

Консультанты центра

%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%b2%d0%b0

Осташева Евгения Игоревна
Медицинский психолог, психолог-педагог, специалист по профессиональной ориентации.

Запишитесь на индивидуальную консультацию

Медико психологический центр «Служба семьи»
ООО «Нейрон»

+7 (812) 986 30 80
ул. Кирочная 11., Санкт-Петербург.
рядом: м. Чернышевская

Мы принимаем оплату наличными. Это временно.