Мой ребенок отказывается идти в школу

Ваш ребенок учится в младших классах и отказывается ходить в школу. Это бывает не редко, и родители, не утруждая себя тем, чтобы понять причины, видят в таком поведении банальную лень. Но если ребенок делает это систематически или регулярно, если он становится подавлен или раздражителен, плохо спит по ночам, тревожится при сборах в школу стоит подумать о психологических проблемах у ребёнка, особенно в возрасте до 10-12 лет. В основе такого поведения могут лежать разные болезненные или неболезненные причины или же несоответствие уровня психического развития детей условиям обучения. Рассмотрим эти причины более подробно.

Окружающая среда

Чаще всего речь не идёт о заболеваниях или расстройствах, чаще всего это- особенности темперамента   ребенка, которые могут влиять на его настроение в школе. Так, например:

  1. Дети-интроверты чувствуют напряжение в окружении большого количество сверстников, тем более детей старшего возраста. Это касается и эмоциональных детей, которые утомляются в шумной среде сверстников или просто с трудом выдерживают школьный распорядок.
  2. Психическая напряжённость ребёнка, опасающегося реакций родителей на плохие оценки или замечания по дисциплине. Ребёнку важно, что его любят не за оценки и успехи в учебе, а просто так, потому что он есть. (рис 2)
  3. Иногда ребёнок начинает вдруг дерзить старшим. Это сигнал родителям; дерзкие дети часто не соглашаются ни с чем, проявляя завидное упрямство, это не говорит, однако, о том, что ребенку не интересно учиться, стоит подумать об отношениях ребёнка со сверстниками в школе, а может и об отношениях дома, в семье;
  4. Обиды, страхи, любые потрясения в школьных ситуациях легко может стать причиной отказа от посещения школы. Всё это стоит прояснить в сложных разговорах с ребёнком, поводов может быть много и необходимо их выяснить.

Причиной отказа от посещения школы могут стать и сами родители. Например, когда они при ребенке критикуют школьную программу, высказываются по поводу компетенции учителей или неодобрительно отзываются об одноклассниках, их родителях. Тогда, когда родители являются безусловным авторитетом для школьника – он легко усваивает родительское отношение к школе и не хочет быть там, где всё плохо или смешно.

Психические расстройства и психологические проблемы

Представленная далее информация имеет исключительно ознакомительный характер и никак не может быть использована в качестве руководства для родителей, лишь в качестве направления размышлений. Обсуждаемые проблемы требуют непосредственного участия специалиста

  • Тревожное расстройство – тревога у ребенка может быть спровоцирована конфликтами с одноклассниками, страхом неудовлетворительной оценки, обидами со стороны учителя, ожиданием наказания от родителей. Тревога может перерастать в паническую атаку;
  • Некорректно сформированные школьные навыки. В силу особенностей работы мозга, часто возникают проблемы стандартного школьного обучения. Кто-то учится писать и читать раньше, кто-то позже. Если ребенок начал читать в 4 года – это не значит, что он будет способен блестяще учиться и наоборот. И если к отстающему в развитии ребенку применяют санкции как к лентяю, требуют от него невозможного, кричат и обижают – нежелание идти в школу естественно;
  • Перфекционизм. Ребенок, который стремится быть лучшим, но не чувствует так, может отказаться от учебы: он предпочтет ничего не делать вообще, нежели делать что-то и терпеть поражения;
  • Невыработанные социальные навыки. Если ребенок страдает, например, синдромом Аспергера, то сверстники могут подшучивать над ним, что неизбежно породит нежелание контактировать с одноклассниками и посещать школу;
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это стало самым распространённым диагнозом, к которым охотно прибегают учителя, не имеющие опыта работы с детьми. Зачастую под гиперактивностью ребёнка скрывается банальная скука от пребывания на уроке. Такие дети могут прогуливать школьные занятия уже начиная с младших классов, при этом даже не сообщать родителям о своём времяпровождении.

Причиной отказа от посещения школы может быть и психическое расстройство у  ребенка. Он может выглядеть недисциплинированным, импульсивным, даже агрессивным. Ребёнок моет просто не понимать требований, предъявляемых учителями и родителями к его поведению и обучению.

Несоответствие уровня психического развития требованиям программы

Индивидуальные различия становятся особенно заметными при достижении детьми школьного возраста. Одни ребята с легкостью справляются с заданиями, легко контактируют со сверстниками, другие – едва ли могут вычерчивать в прописях буквы и складывать их в слова. Ввиду этого дети отличаются друг от друга и соответственно они по-разному реагируют в одинаковых ситуациях, по-разному оценивают собственные достижения.

Исследования показывают, что до 60% детей не готовы к школе именно из-за индивидуальных особенностей развития психики в этом возрасте. В таких случаях предпочтительна диагностика особенностей психического развития ребёнка, которая позволит сформулировать проблему и позволит наметить коррекционные меры. Идеально, если подобную диагностику сможет провести школьный психолог и сделает это добросовестно. Для этого также целесообразно обратиться за помощью к авторитетному специалисту.

Консультанты центра

%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%b2%d0%b0

Осташева Евгения Игоревна
Медицинский психолог, психолог-педагог, специалист по профессиональной ориентации.

Запишитесь на индивидуальную консультацию

Медико психологический центр «Служба семьи»
ООО «Нейрон»

+7 (812) 986 30 80
ул. Кирочная 11., Санкт-Петербург.
рядом: м. Чернышевская

Мы принимаем оплату наличными. Это временно.