Конфликты с учителями: их причины и пути решения проблемы

Конфликты между учителями и учениками возникают так же часто, как конфликты между учителями и родителями этих самых учеников. Тем более странно, что основной причиной разногласий в этом случае является конфликт между родителями и детьми, в ходе которых обе стороны ищут виноватых. Однако часто столкновение интересов происходит и на фоне некорректного поведения ребенка, из-за некомпетентности преподавателя и неспособности двух противоборствующих сторон найти компромисс. В этой статье мы рассмотрим причины конфликтов детей и родителей с учителями, а также обозначим рекомендуемые способы решения проблемы.

Конфликты между учениками и учителями

В этом случае под конфликтом понимается столкновение интересов, в ходе которого ни один из оппонентов не хочет уступить и часто не желает идти на компромисс. В педагогике принято выделять следующие типы конфликтов между учениками и учителями, каждый из которых имеет свои особенности и причины:

  1. Конфликт деятельности. Обычно он выражается в нежелании ребенка выполнять задания учителя или в пренебрежении к поставленным задачам, в поверхностном отношении к учебе в целом. Причиной такого поведения может стать отсутствие необходимой помощи со стороны педагога, чрезмерно высокие для ребенка нагрузки и даже депрессия. Иногда отношение ученика является ответом на некорректное решение учителя использовать отметки как средство наказания или на злоупотребление положением.
  2. Конфликт поступков. В этом случае педагог неверно интерпретирует поступки ученика, и начинает обвинять его в содеянных злодеяниях, не разобравшись в истинных причинах такого поведения. Ключевой посыл в этом случае – «ты плохой (плохая)». Непонимание мотивов поступка, необоснованные выводы и вытекающее отсюда стремление устранить несуществующий дефект в поведении ученика могут выливаться в серьезные и длительные столкновения.
  3. Конфликт отношений. Преимущественно это затяжные конфликты, которые возникают в результате неправильного подхода учителя к решению проблемы и почти всегда имеют личностную подоплеку. Рассогласованное взаимодействие между педагогом и учеником в этом случае выливается в неприязненные отношения и причиной их является некомпетентность учителя. Важно понимать, что даже при работе с «трудными» детьми учитель должен вести себя «как взрослый».

Исследования показывают, что основная причина конфликтов между учителями и учениками – это нежелание педагога брать на себя ответственность за разрешение проблемной ситуации и невозможность увидеть проблему глазами оппонента. Так многие педагоги признались, что понятия не имеют об особенностях работы с подростками в момент пубертатного периода (периода полового созревания), который так важно «просто пережить». К сожалению, низкий профессионализм учителей в России – проблема существующая, и актуальность ее возрастает с каждым годом.

Конфликты между учителями и родителями

Конфликты между учителями и родителями всегда относятся к категории педагогических. В этом случае сталкиваются противоположные интересы, обостряются межличностные отношения. Причиной конфликта может стать некомпетентность педагога или родителя. И если в первом случае под сомнение ставится профессионализм учителя, то во втором – состоятельность воспитания в семье.

Наиболее распространенные претензии к учителям:

  • Педагогическая некомпетентность – учитель, по мнению родителей, несостоятелен как педагог, не может обучать детей или делает это неправильно;
  • Неумение учителя найти подход к детям – в этом случае родители жалуются на боязнь учителя их ребенком, говорят о том, что педагог не может найти к нему подход;
  • Некорректная оценка успеваемости – заниженные оценки, необъективные претензии, чрезмерные нагрузки и тому подобное.

Педагоги также предъявляют к родителям претензии. Наиболее распространенные:

  • Плохое воспитание ребенка – обычно выражается в сетовании на невежество детей, их чрезмерную активность или подавленность, в несоблюдении элементарных требований учителя;
  • Некорректные требования к педагогу – порой родители навязывают педагогу свои обязанности или придумывают дополнительные обязательства, которые не входят в его компетенцию;
  • Встречные претензии – обычно они возникают как защитная реакция в ответ на обвинения, брошенные в адрес родителей, например, на родительском собрании.

Конфликты между педагогами и родителями в российской практике встречаются даже чаще, чем между учителями и учениками. И это особенно странно, что два взрослых человека, один из которых имеет педагогическое образование, не могут договориться между собой в вопросах обучения детей. К сожалению, пострадавшей стороной в этом случае всегда является ребенок.

Пути решения проблемы

Худшее, что можно предложить в этой ситуации ребенку – терпеть, ждать окончания школы и пытаться заискивать перед педагогом, достичь взаимопонимания с которым ему не удалось. Не лучшим решением станет обострения конфликта до выяснения отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потому при любых разногласиях в межличностных отношениях рекомендуется прийти к компромиссу. Стандартный план действий в этом случае выглядит так:

  1. Постарайтесь взглянуть на проблему глазами оппонента;
  2. Самостоятельно или совместно выявите истинную причину конфликта;
  3. Продумайте способы решения проблемы, которые устроили бы обе стороны.

В любом случае поиск компромисса должен происходить в интересах ребенка – если при попытке решения проблемы вы руководствуетесь собственными амбициями, акцентируете внимание на своих обидах – ничего хорошего не выйдет. Если конфликт кажется не решаемым, имеет смысл обратиться к психологу: сначала к школьному, а потом к специалисту общей практики. Если психолог отметит необходимость смены школы – к этому совету стоит прислушаться. Однако в подавляющем большинстве случаев специалисты помогают найти компромисс двум противоборствующим сторонам.

Консультанты центра

%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%b2%d0%b0

Осташева Евгения Игоревна
Медицинский психолог, психолог-педагог, специалист по профессиональной ориентации.

Запишитесь на индивидуальную консультацию

Медико психологический центр «Служба семьи»
ООО «Нейрон»

+7 (812) 986 30 80
ул. Кирочная 11., Санкт-Петербург.
рядом: м. Чернышевская

Мы принимаем оплату наличными. Это временно.